Как известно, люди творят историю. Но история помнит не всех людей. Запоминаются лишь те, кто оставили глубокий след в событиях прошлого, в нашем случае - в фотожурналистике. Выдающаяся деятельность ульяновских фотокоров вписана в страницы не только Симбирска-Ульяновска, но и всей российской журналистики.

А. С. МУРЕНКО

Ознакомиться с жизнью дореволюционного Симбирска XIX века можно, взглянув на фотографии А.С. Муренко, сделанные в 1867 году. Антона Степановича Муренко называют одним из лучших первых фоторепортеров Симбирска.
Талантливый фотограф родился в 1837 году в семье мелкопоместного дворянина Черниговской губернии. До 1855 года учился в Павловском кадетском корпусе. Прослужив около года в артиллерийской части, Муренко перевелся в фотографическое отделение «военнотопографического депо» Генштаба. Освоение новой в России специальности прошло успешно, и в 1858 году Антон Степанович в составе дипломатической миссии побывал в Средней Азии.

Находясь в сложных погодных условиях, поручик-фотограф сумел сделать превосходные снимки, за которые в 1860 году был удостоен серебряной медали Русского географического общества. В 1863 году, выйдя в отставку, 26-летний Муренко поселился в Саратове, где открыл «фотографическое заведение», завоевавшее симпатии горожан за изготовление как портретов высокого качества, так и за создание «копий с лучших известных живописных картин». В начале июня 1865 года ему посчастливилось запечатлеть на фотографии А.Н. Островского, приехавшего в Саратов на премьеру своей драмы «Гроза», проходившей с участием столичного актера и рассказчика И.Ф. Горбунова.





"Вид Симбирска со стороны Свияги"
Общество любителей естествознания при Московском университете в 1867 году решило устроить Всероссийскую этнографическую выставку, к участию в которой приглашались и фотомастера. «Виды местностей на реке Волге от Твери до Казани» взялся изготовить М.П. Настюков, а ландшафты от Симбирска вниз по Волге решил запечатлеть А.С. Муренко. Такие снимки фотомастера как «Карамзинская площадь» и особенно «Работы на Смоленском съезде», «Молебствие», «Работы на дамбе» носят весьма выраженный репортерский характер.

В послереволюционной, советской фотожурналистике и авторы, и зрители словно чувствовали своё единство. «Говорящие» портреты простых советских людей, сюжеты из счастливого детства, хроника строительства новых заводов и городов, работа фабрик... За каждым снимком - целая история…

А.А. ШОАЗИ

С 1868 года в Симбирской губернии работал московский фотограф Антон Андреевич Шоази (Шуази). Его «Американская фотография»
пользовалась популярностью до начала 1880-х гг.
Именно в ателье Шоази был сделан портрет Веры Ушаковой, которая впоследствии стала первой учительницей Владимира Ульянова. На лицевой стороне паспарту этой фотографии надпись на французском языке «А. Шоази в Симбирске». На оборотной стороне наклеен отпечатанный в типографии ярлычок «Американская фотография Шоази».
Осталось разобраться, а откуда же в Симбирске появилась «Американская фотография Шоази»? Всё дело в том, что фотографы стремились выделиться, отличаться друг от друга. Антон Шоази был сыном купца Андрея Шоази, торговавшего с другими странами и имевшего контору для выписки иностранных товаров. Долгое время Шоази жили в Москве, где Антон Шоази открыл фотографическое заведение на Лубянке. Шоази украсил вход в заведение вывеской с изображением герба Северно-Американских Штатов, очевидно имея на это право. Консул США, увидев герб, воспротивился сему и подал жалобу генерал-губернатору. Но Шоази предоставил письмо от американского посланника, после чего консул дал согласие оставить герб США на вывеске Шоази. Вот так и появилось название фирмы «Американская фотография», которое потом возрождалось долгие годы.

Е. Е. ГОРИН

Большую роль в развитии Симбирской фотографии сыграл наш земляк - Ефим Евграфович Горин.
Ефим Горин родился 27 марта 1877 года в селе Воскресенское (Анинково Степное) Симбирского уезда. В 1894 г. он переехал на постоянное жительство в Симбирск. Работал подсобным рабочим в разных мастерских. Затем открыл в городе собственное фотоателье и скоро стал известен как один из самых «дешёвых» профессиональных фотографов, к которому обычно обращались люди среднего достатка. Но главным в своей жизни Е. Е. Горин считал изобретательскую деятельность. Талантливый самоучка, опередивший своё время, он приобрёл определённую известность в стране. К 1934 году «русский Эдиссон» имел около 300 авторских свидетельств на различные приборы, включая патенты на аппарат для передачи изображения на расстояние (телевизор) и аппарат искусственного зрения для слепых (сам Горин ослеп ещё в августе 1915 года).
Впрочем, изобретательская деятельность Е. Е. Горина, так же как и его своеобразные поэтические опыты, мало интересовали симбирян.


Они ценили в нём неплохого фотографа и охотно посещали его дешёвую «светопись» - такое название носило ателье Горина, находившееся сначала «на Овражке» (район бедноты недалеко от впадения Симбирки в Свиягу), а позднее - в Германовском переулке (ныне переулок Гоголя).

Б. Р. БИК

Борис Романович (Бенцель Рубинович) Бик – один из наиболее популярных симбирских фотографов второй половины XIX века.

Проработал в городе почти 20 лет (с 1878 г.), занимаясь преимущественно павильонной фотосъёмкой. Кроме многочисленных портретов симбирян (в том числе и семьи Ульяновых), он оставил серию большеформатных видов города Симбирска, включая знаменитую «Панораму Бика».
В 1897 году Бик удачно продал свой фотобизнес. При этом продал не только оборудование, но и бренд. Покупателем стал Спиридон Никитин, основатель целой династии симбирских, а затем и ульяновских фотографов. Много лет Никитин использовал бренд Бика, указывая на паспарту «фотография С. Н. Никитина, быв. Б. Р. Бика».

ФЕДОР И МИХАИЛ КАГАНИНЫ

В конце 1875 г. в Симбирске появился новый фотограф - мещанин Фёдор Андреевич Каганин, который проработал в нашем городе до 1913 года - почти 38 лет. За это время он сделал такое количество фотографий (особенно портретов), что они до сих пор чаще, чем снимки других фотографов, встречаются в семейных альбомах коренных симбирян.
Однако прежде всего популярность Ф. А. Каганина была связана с высоким уровнем его фотографического мастерства. Сделанные им высокохудожественные снимки, демонстрировались на выставках и были удостоены нескольких медалей. Возможно, это в определённой степени повлияло на то, что в начале
ХХ века Каганин получил звание «Личного Почётного гражданина».
Но первоначально фотограф даже не имел в Симбирске собственного дома и был вынужден арендовать у состоятельных горожан помещение для своего «фотографического заведения». Лишь в 1897 г. он купил усадьбу А. И. Алмазова на улице Чебоксарской (Бебеля) и выстроил на месте старого новый деревянный дом с «застеклённой галереей» (т.е. с фотографическим павильоном).
Выполнять многочисленные заказы Каганину помогал сын Михаил. Долгое время оба использовали одинаковые паспарту и штампы. Поэтому разделить их снимки, сделанные до 1913 года, в большинстве случаев просто невозможно.
Сохранившиеся фотографии, изготовленные на фирменных бланках Каганиных, помогают увидеть лица многих симбирян. Это портреты и рядовых граждан, и тех, чьи имена вошли в историю города и страны.
Но Каганины работали не только в жанре фотопортрета, который служил для них, как и многих других профессиональных фотографов той эпохи, основным источником доходов. Известны сделанные ими видовые снимки, запечатлевшие облик старого Симбирска. Именно Каганиным принадлежат и первые в нашем городе «зимние фотографии».


После 1917 в Симбирске продолжали работать многие фотографы, но наиболее широкой известностью пользовались: А. Ф. Горбунов, В. В. Берштекер, Д.И. Архангельский, В. Н. Грязнов, А. Е. Кубарев, Н. М. Александров, П. А. Владимиров, А. Д. Лентовский, Н. Ф. Кушманский и др.

А. Ф. ГОРБУНОВ

Александр Федорович Горбунов родился в крестьянской семье в с. Архангельское (Репьёвка) Ставропольского уезда Самарской губернии. После завершения обучения основам «фотографического искусства» у мастеров известной московской фирмы «Шерер, Набгольц и Ко» А.Ф.Горбунов приехал в Симбирск, где в 1898 г. получил разрешение открыть собственное «фотографическое заведение».
Первоначально он работал вместе с напарником - неким А. Роговенко.
В 1900 - 1901 гг. Горбунов уже один арендовал для своей мастерской помещение в доме Соболева на главной улице города - Большой Саратовской (ныне в этом здании на улице Гончарова размещается фотоателье «Светлана»).
В 1902 году фотограф купил участок с деревянным домом на улице Мартыновой (ныне Радищева) и в том же году заказал проект на постройку здесь нового деревянного флигеля и каменной «фотогалареи». В этих помещениях он жил и работал более 20 лет.
Как владелец дома на ул. Мартыновой фотограф А.Ф.Горбунов последний раз упоминается в документах 1925 года. За эти годы им были сделаны сотни портретов симбирян и гостей города. Именно в портретном жанре он проявил себя как один из лучших Симбирских фотографов.
Реже А.Ф.Горбунов занимался видовой съёмкой. Известны также сделанные им фотоальбом с фотоснимками фасадов и интерьеров всех построек местной Духовной семинарии (1913 - 1914 гг.), альбом одного из выпусков Мариинской женской гимназии (1914 - 1915 гг.) и ряд других работ, отличающихся оригинальностью замысла и высоким качеством исполнения.

После Октябрьской революции вынужденный искать средств к существованию мастер-портретист всё чаще фотографирует виды города и занимается репортёрской съёмкой. Темой его фоторабот становятся сцены «из жизни в новую эпоху» - митинги, демонстрации и т.п.

А. Е. КУБАРЕВ

С 12 лет Алексей Кубарев начал работать подмастерьем в фотографии Бика, открытой в 1878 году в доме аптекаря Фёдора Ивановича Рунне, расположенном на северовосточном углу улиц Большой Саратовской и Московской.
В 1915 году Алексей Евсеевич был мобилизован в армию, где занимался тем же, что и в родном городе, только сюжеты для снимков были далеко не мирные, а их героями были люди в погонах и с оружием в руках. Во время событий 1917 года он оказался среди тех, кто поддерживал Советскую власть и был избран членом полкового комитета. Кроме того, он был в полку ещё и дисциплинарным судьёй.

В 1920 году 15 фотографов Симбирска создали объединение, которое вошло отдельной секцией в Симбирский отдел Всеорабиса (Всероссийского объединения работников искусства), где Кубарева избрали председателем.
Советская власть не могла терпеть бесконтрольной частной инициативы и индивидуального проявления творчества. Все должны быть в коллективе, всё должно быть общее, тем более к этому времени в стране заканчивался период так называемой новой экономической политики, и фотографы города вынуждены были создать художественно-фотографическую кооперативно-промысловую артель «Прожектор». Артель предполагала не только общий труд фотографов, но, что было самым болезненным и страшным для них, обобществление всего фотографического оборудования, нажитого десятками лет труда. Это был своеобразный «колхоз» – твоя фотокамера становилась моей, твой увеличитель становился общим, а потом и ничьим.
В эту артель в марте 1930 года был вынужден вступить и Алексей Евсеевич. Его додавили. На этом частная деятельность фотографа Кубарева закончилась, зато начались склоки «чем ты лучше меня, а я хуже тебя, теперь мы все равны», зависть молодых и «идейно подкованных сотрудников» к прошлым успехам старых фотографов, знавших все профессиональные тонкости своего ремесла. Всё это порождало конфликты, которые нередко заканчивались доносами.

Фотограф Кубарев стал одной из жертв неоправданного доноса. Советская власть буквально вычеркнула из жизни Алексея Евсеевича Кубарева.
29 марта 1933 года он скоропостижно скончался, не дожив до своих пятидесяти четырёх лет всего месяц.

А. Ф. ГАЛАГОЗА

Всё это до боли знакомое и родное отображал на своих снимках и другой мастер художественной фотографии - Галагоза Авксентий Феодосьевич (26.01.1939 - 22.05.2001).
Родился в 1939 году в Жмеринском районе Винницкой области. Проходил воинскую службу в Куйбышевском военном округе, остался на сверхсрочную службу. В 1958 был направлен в Ульяновское высшее военное танковое училище. Фотографией увлекся в армии. Демобилизовался в 1967 г. и с тех пор занимался фотографией профессионально.


Путь фотокорреспондента начинал в «Ульяновском комсомольце». Работал во многих газетах Ульяновска: «Народной газете», «Симбирских губернских ведомостях», «Симбирском курьере». Был востребован многими популярными советскими изданиями, где публиковались его фотоработы. Лауреат фотоконкурсов газет «Правда» и «Советский спорт», журнала «Огонек», многих профессиональных и любительских фотоконкурсов, в том числе областных. За серию фотоснимков «Ему шестьдесят» и «Гол» фотограф был отмечен дипломом первой степени и главным призом зональной выставки республик Поволжья – золотой медалью.
В начале 70-х А. Галагоза стал дипломатом седьмого международного конкурса «За социалистическое искусство» в Будапеште.

А. И. МАРКЕЛЫЧЕВ

Важным событием в развитии городской фотожурналистики стала областная фотовыставка, возникшая в 1963 году по инициативе Ульяновского регионального отделения Союза Журналистов России. Раньше она называлась «Родина Ильича сегодня», затем – «Жизнь человеческая», сейчас «Ульяновская область – территория талантов». Одним из её организаторов выступил ульяновский фотокорреспондент Александр Иванович Маркелычев. Это был человек-эпоха, современник всех событий, которые пережила страна за сто лет.

В далеком 1935 году Александр Иванович устроился работать фотокором в газету. С образованием Ульяновской области в 1943 году ее переименовали в «Ульяновскую правду». Пожалуй, наибольшую известность получила серия фотографий Ульяновска А.И.Маркелычева, сделанная в 1947 году – к 300-летию Ульяновска.









"Перекресток улиц Гончарова и Карла Маркса"
В «Улправде» Александр Иванович работал до 1963 года, потом до 1972-го руководил фотостудией во Дворце пионеров. Окончательно он бросил работать в 1986 году. Более 60 лет трудового стажа, множество выставок, наград... Александр Иванович переступил вековой рубеж, и скончался на 101-м году жизни, навсегда вписав свое имя в вечные скрижали истории.

Ю. Н. БЕЛОЗЕРОВ

Ульяновский фоторепортер и фотохудожник Юрий Николаевич Белозеров (1939-2015) прожил очень интересную и творчески насыщенную жизнь.
А начиналась жизнь фотожурналиста в городе Воронеже. В связи с началом войны семье Белозеровых пришлось переехать в Казань. Здесь Юрий окончил школу и начал работать сперва токарем, а затем лаборантом на одном из казанских заводов.
В 1958 году Юрия Белозерова призвали на срочную службу в Советскую армию. Он начал сотрудничать с газетой «За Родину» Приволжского военного округа, и творческая стезя все увереннее захватывала его, причем так, что второкурсник отделения русского языка и литературы Казанского университета Ю.Н. Белозеров оставил учебу, чтобы поступить на первый курс только что образованного в том же университете отделения журналистики.
С 1971-1994 гг. Юрий работал ульяновским корреспондентом фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) по Ульяновской и Куйбышевской областям, Мордовской АССР. Работал в ульяновских газетах «Симбирский курьер», «Вестник», «Ульяновск сегодня». 
В объектив фотомастера попали самые масштабные и знаковые моменты из жизни строящегося советского города. Например, масштабная реконструкция Ульяновска к 100-летнему юбилею В.И. Ульянова-Ленина, торжества приуроченные к 70-летию Октябрьской революции и т.д.

Коллеги Белозерова говорят, что он был не только фоторепортером, но фотографом-художником, фотографом-поэтом. Он объездил с фотоаппаратом самые красивые уголки страны. Много лет увлекался поездками по старинным монастырям России: сначала с пленочным, а в последние годы - с цифровым фотоаппаратом. В 2016 году в музее «Симбирская фотография» работала замечательная выставка памяти Белозерова «По дороге к храму», давшая зрителям возможность задуматься над проблемой сохранения и потери духовности в современном обществе.

Юрий Белозеров ушел из жизни в мае 2015 года, но в память о нем остался богатейший архив - фотолетопись нашего города.

Б. Г. ТЕЛЬНОВ

Не менее важную роль в фотоистории Ульяновска сыграл и друг Маркелычева Борис Григорьевич Тельнов - член Союза журналистов России, фотограф, кинооператор. Фотомастеру посчастливилось освещать самые знаковые моменты из жизни города: перестройка города в конце 1960-х-1970-х, закладка капсулы с письмом к потомкам, открытие Мемцентра генсеком Л. Брежневым.
Сегодня Борис Тельнов - старейший фотожурналист области. В 2022 году ему исполнилось 90 лет. Несмотря на возраст, он продолжает творить и строить планы на будущее. Совсем недавно издана книга мемуаров «С кинокамерой – из века в век». В ней фотограф с любовью рассказывает о работе, друзьях, встречах с великими людьми и моментах своей биографии. 


Родился Борис Григорьевич 15 мая 1932 года в городе Вятка (ныне Киров). В 1946-м году семья переехала в Ульяновскую область, в рабочий поселок Майна. В 1951 окончил Бузулукский лесной техникум. В 1953-1954 гг. проходил службу в Советской Армии.


Работал кинооператором Ульяновского областного комитета по телевидению и радиовещанию. Несколько лет снимал репортажи для теленовостей, киноочерки, документальные фильмы. Долгое время был председателем кинофотоклуба.


В 1976-м году окончил факультет журналистики Заочной высшей партийной школы при ЦК КПСС в Москве. Награжден медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник Гостелерадио СССР», многими почетными грамотами.

В. Н. ЛАМЗИН

Продолжателем блистательной плеяды ульяновских фотокоров в конце прошлого века стал Владимир Николаевич Ламзин.
Владимир Николаевич родился 19 апреля 1957 года в Ульяновске, учился в школе №2, в 80-х годах заочно окончил университет искусств при Союзе журналистов. Первый диплом за победу в областном фотоконкурсе молодых фотографов получил в 1979 году. Принимал участие в областных фотовыставках, занимал первые места в различных номинациях, получил Гран-при 50-й юбилейной фотовыставки. Дважды лауреат Всероссийского фотоконкурса «Россия — Отчий Дом», участник первой национальной фотопремии «Лучший фотограф». Свой первый диплом за занятое первое место почётный член Российского союза прессы Владимир Ламзин получил в областном фотоконкурсе молодых фотографов в 1979 году. Он принимал участие в областных фотовыставках, получил Гран-при 50-й юбилейной фотовыставки. Также журналист дважды становился лауреатом Всероссийского фотоконкурса «Россия — отчий дом», был участником Первой национальной премии «Лучший фотограф».





"Карамзинский сад"
На данный момент Владимир Ламзин является действующим фотокорреспондентом «Народной газеты».

В. П. ЩЕКОЛДИН

Валерий Петрович Щеколдин родился в 1946 году в городе Горьком. С 1950 года проживал в Ульяновске. С 16 лет увлекся фотографией. Окончил Ульяновский автомеханический техникум и работал конструктором на Ульяновском автомобильном заводе (УАЗ). В 1972 году закончил Ульяновский политехнический институт.
С 1974 года начал заниматься фотографией уже на профессиональном уровне. Работал внештатным фотокорреспондентом в газете «Ульяновский комсомолец», публиковался в журналах «Советская женщина», «Огонек», «Работница», «Крестьянка», «Семья и школа», «Родина». В 1992 году вступил в Союз фотохудожников России. 

Фотографии Щеколдина показывают, как на самом деле выглядела жизнь в те двадцать лет. Он вовсе не был антисоветчиком, диссидентом. Зачем же снимал? - Как он объясняет: "У меня была такая реакция на оглупление. Реакция на пропаганду..." Удивительно, но из-за своих внутренних убеждений и ситуации в стране, Щеколдин работал "в стол", делая свои фото. Признание, выставки, премии - все пришло к нему после 1991.


На сегодняшний день Валерий Петрович проживает в Подмосковье. Пишет тексты о фотографии и фотографах на сайте Photographer.Ru. Является участником проекта Liberty.SU (Documentary Photography Network).

С. С. ЮРЬЕВ

Сергей Станиславович Юрьев в Ульяновске человек известный. Фотограф, журналист, писатель, поэт, бард… Сменил в жизни немало профессий. Работал редактором журнала «Симбик», обозревателем газеты «АиФ» в Ульяновске, сотрудничает с журналами «Фотодело», «Сельская новь», «Огонёк», является победителем областных фотовыставок. Выставки работ Сергея Юрьева проводятся в Ульяновске ежегодно с 2009 года, их основной темой неизменно является человек.
Фотографировать он начал в 1967 году, в возрасте 8 лет. И всегда главной темой его снимков были люди. Большая часть фоторабот С. Юрьева – жанровые портреты. Вот и на снимках 1960 – 1980-х годов, сделанных в Ульяновске, практически нет узнаваемых мест, городских видов. Только люди. Но через их образы удивительным образом передается атмосфера времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Французский философ Ролан Барт писал: «Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото». Поэтому очень важно дорожить историей родного края, историей журналистики, бережно храня фотографическое наследие для будущих поколений.

Made on
Tilda